" Муниципальное общеобразовательное учреждение «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Публичный отчет
об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности за прошедший 2008-2009 учебный год
(выступление директора школы на родительском собрании
11 сентября 2009 года)
Истекший 2008-2009 учебный год явился продолжением реализации национального проекта «Образование». Деятельность МОУ «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» была направлена на осуществление государственной, региональной и муниципальной политики в сфере образования, реализацию Концепции модернизации системы образования России до 2010 года.
В 2008-2009 учебном году обучалось 97 учащихся. Для всех детей школьного возраста обеспечивалась доступность образования, достаточно высокое качество содержания образовательного и воспитательного процессов. Дополнительным образованием были охвачены все учащиеся.
В 2008-2009 учебном году была проведена работа по укреплению учебно- материальной базы школы, своевременной подготовке к началу нового учебного года. В области содержания образования решались задачи повышения качества образования, обеспечения его вариативности, здоровьесбережения учащихся, усиление роли учебных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию школьников.
Обновление содержания образования в нашей школе связано с введением новых учебных предметов с совершенствованием программ и учебников. Решение проблемы образования связано также с разработкой и внедрением в учебный процесс школы элементов новых педагогических технологий. Учителя нашей школы используют в своей работе новые образовательные технологии. Методическими находками педагоги делились на заседаниях педсоветов, школьных методических объединений, теоретических семинаров. Своим опытом учителя делились на межшкольных методических объединениях.
Обучение в школе осуществляется на основе закона РФ «Об образовании» и в строгом соответствии с Уставом школы. Педколлектив в составе !9 человек работал над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». В школе обучалось 97 учащихся, 10 классов – комплектов. Обучение велось по учебному плану, разработанному на основе Базисного плана РФ и учебного плана Белгородской области.
В школе работает педколлектив, состоящий из !9 работников. Из них имеют:
высшее образование – 15
среднее специальное –4
Педагогический стаж :
- 2-4 года – 3
- 5 –9 лет –1
- 10-20 лет – 9
- свыше 20 лет – 6
Средний возраст педагогов - 40 лет.
Количество учителей по предметам :
- начальные классы – 3 чел.;
- русский язык и литература –2 чел
- основы православной культуры - 1 чел.;
- информатика, математика, физика – 2 чел.;
- химия, биология – 2 чел.;
- география – 1 чел.;
- иностранный язык – 1 чел.;
- история, обществознание, экономика – 2 чел.;
- физическая культура – 2 чел.;
- технология , автодело – 2 чел.;
- ОБЖ – 1 чел.;
- музыка – 1 чел.;
- ИЗО, черчение – 1 чел.;
- социальный педагог – 1 чел.
На конец года стандартом образования овладели 98 учащихся ( 100 %).
Анализ результатов за прошедший год
Школа работает без второгодников.
Таким образом, использование новых технологий обучения, информационных технологий в обучении, организация внеурочной учебной деятельности: кружков, олимпиад, конкурсов, экскурсий, предметных недель, общественных смотров знаний и др. дали возможность повысить общешкольный уровень знаний на 4%.
Закончили школу: |
98 |
Количество учеников 1- го класса |
7 |
Количество учеников 2-4 классов |
22 |
Из них на «5» |
1 |
«4» и «5» |
10 |
Качество знаний |
50% |
Количество учащихся 5-8, 10 классов |
43 |
Из них на «5» |
3 |
«4» и «5» |
12 |
Качество знаний |
30% |
Количество учащихся 9,11 классов |
26 |
Из них на «5» |
- |
«4» - «5» |
10 |
Качество знаний |
38% |
Получили аттестаты |
26 |
Итого. Всего учащихся |
98 |
Из них на «5» |
4 |
«4» и «5» |
32 |
Качество знаний по школе |
40% |
Результаты государственной аттестации за курс средней школы.
Предмет |
Выбрали |
Минимальный балл |
Средний балл |
|
|
||
Русский язык |
14 |
37 |
55 % |
Математика |
14 |
21 |
40 % |
Обществознание |
9 |
39 |
54 % |
Биология |
1 |
35 |
55 % |
Химия |
1 |
33 |
53 % |
История |
2 |
30 |
46 % |
Результаты государственной аттестации за курс основной школы.
Предмет |
Выбрали |
Экзаменационные оценки (подтверждение) |
|||||
|
9 «А» |
|
|||||
|
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
П |
|
|
Русский язык (в новой форме) |
12 |
- |
7 |
5 |
- |
9 |
|
Математика (в новой форме) |
12 |
1 |
7 |
2 |
2 |
9 |
|
Физическая культура |
11 |
- |
- |
3 |
8 |
8 |
|
Литература |
6 |
- |
1 |
2 |
3 |
5 |
|
ОБЖ |
7 |
- |
3 |
3 |
1 |
7 |
|
Система внутришкольного контроля: тематический, классно-обобщающий, персональный, административные контрольные работы. По результатам контрольных работ составляется диаграмма, выявляются типичные ошибки: среди знаний по предметам, тесты по мере изучения больших тем, тематические зачеты. Анализ результатов позволяет оперативно корректировать деятельность учителя. Посещение уроков носит дифференцированный характер. Их цель: эффективность методических приемов учителя, обеспечивающих прочность знаний учащихся; подтверждение или повышение квалификационного разряда учителя; работа с одаренными детьми и учащимися низкого уровня.
1. В школе работало МО классных руководителей. Основное направление деятельности методического объединения- изучение теории, литературы по проблеме школы, изучение опыта учителей – новаторов, использование передового опыта в своей работе, обсуждение методического письма, проведение и анализ открытых внеклассных мероприятий. Однако необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися.
2. Методическая служба за прошедший учебный год успешно реализовывала основные задачи: усиление мотивации педагогов на освоение педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.
3. Основные направления и содержания методической деятельности:
- работа над методической темой школы;
- работа с педкадрами по повышению квалификации, обобщение педагогического опыта, аттестации, самообразование учителей и воспитателей.
- Работа школьных методических объединений.
4.Единая методическая тема школы: - «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся». В рамках её реализации была продолжена работа по совершенствованию учебного процесса на основе образовательных технологий. Усилен контроль за проведением предметных недель; проведен педсовет «Использование информационных технологий на уроке (из опыта работы)», «Духовно-нравственное воспитание учащихся»
5. Система повышения квалификации в школе
- курсы повышения квалификации в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (в истекшем учебном году прошли курсовую переподготовку
- методические объединения;
- активные формы работы: теоретические семинары, семинары – практикумы, мастер – класс, деловые игры, научно- практические конференции и т.д.
6. В рамках работы над единой методической темой школы велась работа с одаренными детьми. Цель : выявление одаренных детей; создание условий , способствующих их оптимальному развитию. Учителями велась большая работа на уроке и внеклассная работа, расширяющая кругозор учащихся; систематически проводились консультации.
7. Содержание и организация учебно – воспитательного процесса в нашей школе в значительной степени определяются комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику её функционирования и перспектив развития:
- достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта;
- отношениях в семье, среди сверстников и т. п.;
- близостью к природе, народным обычаям, традициям;
-меньшим уровень преступности;
-оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни в селе, сельскому производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем.
8. Воспитательная работа, проводимая педагогами в 2008 – 2009 учебном году, была ориентирована на главную цель концепции воспитательной системы школы – создание условий для максимального развития личности каждого ученика. На наш взгляд, за истёкший учебный год педагогический коллектив школы приложил максимум усилий для приближения к намеченным ориентирам и решения поставленной задачи.
Воспитательная система школы
Внедрение программы реализации воспитательной концепции создало условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника в различных сферах: «Здоровье», «Учёба», «Общение», «Труд», «Познание», «Культура».
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивали различные виды деятельности:
- поисково-исследовательскую;
- коммуникативную;
- творческую.
Педагоги школы работали по трём основным воспитательным программам: в начальном звене – «Лестница – чудесница», в среднем звене – «Возрождение», в старшем – «Вступая в жизнь».
Воспитательный процесс, организуемый в соответствии с этими программами, был направлен на:
- организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
- использование важнейшей социальной функции – общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;
- формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, культуре.
Гражданское и патриотическое воспитание
Гражданское воспитание было нацелено на:
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни;
- развитие гражданской и социальной ответственности;
- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы.
В целях воспитания учащихся на военно – патриотических и исторических традициях Белгородчины и России, формирования чувств патриотизма, национального самосознания, гордости за своих предков в школе были проведены следующие мероприятия:
- встреча с участниками «Великой Отечественной войны», проживающими на территории села Максимовка и Крепацкий;
- Операции «Школьный двор», «Обелиск»;
- Конкурс детского рисунка, посвященный Дню защитника Отечества, «Этот День Победы»;
- Операция «Ветеран живёт рядом». Помощь на приусадебных участках ветеранам Великой Отечественной войны,
- Линейка Памяти;
- Музыкально – литературная композиция «И помнит мир спасённый»;
- Конкурс сочинений «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»;
- Конкурс стихотворений «И помнит мир спасенный».
Проведение этих мероприятий способствовало целенаправленному патриотическому воспитанию учащихся, активизации знаний по изучению культурно – исторического наследия родного края. Учащиеся усвоили для себя ответы на вопросы: когда была Великая Отечественная война? Кто был её участниками? Какой след оставила война в жизни моей семьи? Ведь не секрет, что из – за удалённости во времени (61 год – более чем полвека) многие младшие школьники не знают о войне. Мало осталось ветеранов Великой Отечественной, но те, кто смог прийти к нам в школу, смогли поведать детям о тяготах военной жизни. Немалое значение имеет и тот факт, что в процессе работы по этому направлению развивались творческие способности учащихся: музыкальные умения, навыки выразительного чтения, художественные способности, поэтические дарования.
В школе имеется музей, в котором собраны материалы по Великой Отечественной войне, позволяющие ученикам узнать больше об истории своего края в годы войны.
Деятельность по военно-патриотическому воспитанию детей и молодёжи, подготовке юношей к службе в армии организует подколлектив школы во взаимодействии с военным комиссариатом. В работе на данном направлении сложились определённые традиции: ежегодно проводятся соревнования по стрельбе, военно – полевые сборы для старшеклассников, игра «Зарница» и т. д..
Духовно нравственное воспитание
После отмены советской власти и, соответственно, коммунистической партии как основной силы, определяющей морально – нравственные принципы жизни, чрезмерная свобода, захлестнувшая нашу страну, привела к нарушению не только коммунистических принципов, но и жизненных основополагающих идеалов. Государство весьма обеспокоено распространением духовного вакуума и безнравственности в среде подрастающего поколения, а также низким уровнем знаний о культуре страны, особенно в религиозной схеме.
Современная жизнь предъявляет школе новые требования. Правильно поставленная воспитательная система должна способствовать стройному развитию умственных , физических и душевных сил человека. Однако их гармоническое развитие невозможно без глубокой духовной основы.
По словам заместителя начальника Управления образования и науке Белгородской области С.Н Калашниковой «воспитание гражданина России ,защитника и ценителя её культуры, истории –это основа духовно – нравственного воспитания в современном обществе, где возвращение к истокам христианской морали , основанной на Православии, особенно актуально.» Мы, педагоги муниципального общеобразовательного учреждения «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»,не можем оставаться в стране от происходящих в государстве и обществе перемен и хотим внести свой вклад в дело воспитания духовно – просветительской культуры личности современного школьника.
В 2008-2009 учебном году деятельности была направлена на решения следующей задачи: создание творческой атмосферы в школьном коллективе, условия для физического интеллектуального, нравственного и духовного развития учащихся, формирование их гражданских качеств.
Для достижения поставленных целей и задач, в школе осуществлялись различные направления деятельности:
-духовно-просветительское,
-художественное,
-историко-краеведческое,
-декоративно-прикладное,
-трудовое и экологическое,
-спортивно-оздоровительное
через учебно – воспитательный процесс, организацию культурно- досуговой деятельности, взаимодействие с заинтересованными учреждениями и организациями.
Формирование творческого потенциала учащихся
Детский коллектив нашей школы- коллектив, направленный на творчество и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни.
Педколлектив школы опирается на следующие принципы творческого развития личности:
1. Все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.
2. Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.
Формирование творческого потенциала личности реализуется в деятельности заместителя директора по воспитательной работе, старшей вожатой, классных руководителей, руководителей кружков музыкального, биологического и художественного направлений, педагогов дополнительного образования. Учащиеся могли реализовать свои творческие способности, выбирая кружки по интересам.
Большинство ребят на проведенных мероприятиях ( вечерах, викторинах, конкурсах) чувствовали себя хозяевами, а не скучающими гостями; повысилась активность учащихся в делах школы- планировании работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и др., в контроле за их выполнением. Но над активизацией личности учащихся еще следует работать.
Занятность учащихся во внеурочное время
в 2008-2009 учебном году
Технический (1) |
12 |
Кружки художественного направления (2) |
24 |
Спортивные секции (5) |
59 |
Кружки познавательного направления (7) |
60 |
Туристско-краеведческий (1) |
12 |
Занятность во внеурочное время составляет 100%, т.е. каждый ученик задействован в каком-либо виде деятельности. Классными руководителями и руководителями кружков уделяется особое внимание выявлению интересов.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а если необходимо приходить к компромиссам, были творческими, активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления в школе является актуальной социально-педагогической задачей.
« Самоуправление - непременный признак коллектива». Чем современнее самоуправление, тем современнее коллектив. Участие школьников в управлении делами школы рассматривается прежде всего как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе.
Экологическое воспитание.
Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Цель экологического воспитания в школе – повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.
В рамках классного часа классными руководителями школы проводятся мероприятия по экологическому воспитанию:
Были проведены:
1. Беседы: «Лес- наше богатство», «берегите лес от пожара», «Птицы леса», «Лекарственные растения», «Правила поведения в лесу».
2. Викторины «Этот загадочный лес», «Знаю ли я грибы».
3. Выставки «Новогодние композиции», «Елочные украшения из природного материала».
4. Праздники «Знай и люби родную природу», «По лесным тропам».
5. Акция «Покормите птиц зимой», «Живи, елка»
6. Участие в операциях «Птичья столовая», «Листопад».
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание в нашей школе – это воспитание добросовестного отношения к труду, воспитание потребности в творческом труде и развитии навыков самообслуживания.
Развитию трудовых навыков подчинено дежурство по школе, уборка школьной территории, деятельность учащихся на пришкольном учебно- опытном участке, уборка памятника погибшим воинам.
Ежегодно школа принимает активное участие в районом конкурсе сельскохозяйственных профессий.
В районом конкурсе учащихся по сельскохозяйственным профессиям наши ученики показали хорошие знания.
План по профориентации учащихся на 2008-2009 учебный год реализован. Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии учителя- предметники и классные руководители знакомили школьников с различными видами труда и профессиями, изучали склонности, способности и профессиональные интересы учащихся, консультировали учащихся по вопросам связанным с продолжением образования и трудоустройства. В истекшем году на методических совещаниях по воспитательной работе поднимались вопросы по профессиональной ориентации.
Неоднократно в школу приезжали педагоги образовательных учреждений области с беседами об учебе в средних или высших заведениях, проводили консультации.
Большая работа по трудовому воспитанию учащихся осуществлялась в лагере труда и отдыха «Факел». Недостаток в работе – недостаточна материально- техническая база. В школе не имеется в достаточном количестве орудия труда. Все, необходимое для осуществления трудовой деятельности, ребята приносят из дома.
Спортивно - оздоровительное воспитание
Спортивно- оздоровительное воспитание в школе осуществляется в деятельности организатора спортивных соревнований, медицинского работника школы, классных руководителей и воспитателей ГПД.
В школе проводились беседы о правильном питании, современной стоматологии половом воспитании и вреде алкоголя , курения и наркомании представителями Максимовского ФАП, Социальным педагогом школы.
В школе были проведены операции «Подросток – игла», «Жизнь без СПИДА!», конкурс рисунков «Наркотикам – нет!», месячник по профилактике туберкулеза, месячник борьбы с наркотиками, открытые воспитательные мероприятия. В школе систематически проводятся дни здоровья.
Запоминающимися событиями для всей школы стал спортивный праздник «А ну-ка, парни!»; «Веселые старты»; «Школьный турслет» (май 2009 г.). Ребята состязались в различных видах спорта.
В школе осуществлялась профилактическая работа.
«План общешкольных мероприятий по предупреждению детского транспортного травматизма на 2008-2009 учебный год» и «План работы по пожарной безопасности в школе» реализованы. Классные руководители проводят не менее 10 бесед в год по дорожному движению и 8 бесед по пожарной безопасности. Все беседы фиксируются в классных журналах.
На школьной транспортной площадке Шемраевым В.И., учителем автодела ,инструктором по технике безопасности на дорогах, организована работа по привитию навыков соблюдения правил дорожного движения. В каждом классе составлены схемы безопасных маршрутов движения в школу и обратно. На последних уроках учителя- предметники проводят 5 –минутки о правилах поведения на дорогах. Ученики школы приняли участие в районом конкурсе- соревновании «Безопасное колесо», в слете соревновании «Школа безопасности».
В школе систематически проводятся дни пожарной безопасности, тренировки по эвакуации учащихся.
В связи с обострением криминогенной обстановки и в целях предотвращения террористических актов в школе проводятся инструктажи по предотвращению терактов.
Важнейшим компонентом воспитательного процесса школы является работа с семьей. Содержание сотрудничества педагогов с родителями включает три основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей в учебно- воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.
Педколектив школы использует разнообразные формы совместной деятельности: родительский всеобуч, День матери. Родители участвуют в работе родительского комитета и в укреплении материально- технической школы и классов.