" Муниципальное общеобразовательное учреждение «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

Публичный отчет

об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности за прошедший 2008-2009  учебный год

(выступление директора школы на родительском собрании

 11 сентября 2009 года)

 

     Истекший 2008-2009 учебный год явился продолжением реализации национального проекта «Образование». Деятельность МОУ «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» была направлена на осуществление государственной, региональной и муниципальной политики в сфере образования, реализацию Концепции модернизации системы образования России до 2010 года.

      В 2008-2009 учебном году обучалось 97 учащихся. Для всех детей школьного возраста обеспечивалась  доступность образования, достаточно высокое качество содержания образовательного  и воспитательного процессов. Дополнительным образованием были охвачены все учащиеся.

     В 2008-2009 учебном году была проведена работа по укреплению учебно- материальной базы  школы, своевременной подготовке к началу  нового  учебного года. В области содержания образования решались задачи повышения качества образования, обеспечения его вариативности, здоровьесбережения учащихся, усиление роли учебных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию школьников.

         Обновление  содержания образования в нашей школе связано с  введением новых учебных предметов с совершенствованием программ и учебников.  Решение проблемы образования связано также с разработкой и внедрением в учебный процесс школы элементов новых педагогических технологий.  Учителя нашей школы используют в своей работе новые образовательные технологии. Методическими находками   педагоги  делились на заседаниях педсоветов, школьных методических объединений, теоретических семинаров. Своим опытом учителя делились   на межшкольных  методических объединениях.

     Обучение в школе осуществляется на основе закона  РФ «Об образовании» и в строгом соответствии с Уставом школы. Педколлектив в составе  !9 человек работал над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». В школе обучалось  97 учащихся,  10 классов – комплектов. Обучение велось по учебному плану, разработанному на основе Базисного плана РФ и учебного плана Белгородской области.

        В  школе работает   педколлектив, состоящий из  !9 работников. Из них  имеют:

высшее образование – 15

среднее специальное –4

Педагогический стаж :

-         2-4 года – 3

-         5 –9 лет –1

-         10-20 лет – 9

-         свыше  20 лет – 6

 Средний возраст педагогов  - 40 лет.

     Количество учителей по предметам :

-         начальные классы – 3 чел.;

-         русский  язык и литература –2 чел

-          основы православной культуры  - 1 чел.;

-         информатика, математика, физика –  2 чел.;

-         химия, биология – 2 чел.;

-         география  – 1 чел.;

-          иностранный язык – 1 чел.;

-         история, обществознание, экономика  – 2 чел.;

-         физическая культура – 2 чел.;

-         технология , автодело – 2 чел.;

-         ОБЖ – 1 чел.;

-         музыка – 1 чел.;

-         ИЗО, черчение – 1 чел.;

-          социальный педагог – 1 чел.

 

 На конец года стандартом образования овладели 98 учащихся ( 100 %).

 

 

 

 Анализ результатов за прошедший год

 

 

Школа работает без второгодников.

Таким образом, использование новых технологий обучения, информационных технологий в обучении, организация внеурочной учебной деятельности: кружков, олимпиад, конкурсов, экскурсий, предметных недель, общественных смотров знаний и др. дали возможность повысить общешкольный уровень знаний на 4%.

 

 

Закончили школу:

98

Количество учеников 1- го  класса

7

Количество учеников 2-4 классов

22

Из них  на  «5»

1

                  «4» и «5»

10

Качество знаний

50%

Количество учащихся 5-8, 10 классов

43

Из них на «5»

3

      «4» и «5»

12

Качество знаний

30%

Количество  учащихся 9,11 классов

26

Из них на «5»

-

                        «4» - «5»

10

Качество знаний

38%

Получили аттестаты

26

Итого. Всего учащихся

98

Из них  на «5»

4

       «4» и «5»

32

Качество знаний по школе

40%

 

 

 

 

 

 

Результаты государственной аттестации за курс средней школы.

                    

Предмет

Выбрали

Минимальный балл

Средний балл

 

 

Русский язык

14

37

55 %

Математика

14

21

40 %

Обществознание

9

39

54 %

Биология

1

35

55 %

Химия

1

33

53 %

История

2

30

46 %

 

 

 

 

Результаты государственной аттестации за курс основной школы.

 

Предмет

Выбрали

Экзаменационные оценки (подтверждение)

 

9 «А»

 

 

«2»

«3»

«4»

«5»

П

 

Русский язык

(в новой форме)

12

-

7

5

-

9

 

Математика

(в новой форме)

12

1

7

2

2

9

 

Физическая культура

11

-

-

3

8

8

 

Литература

6

-

1

2

3

5

 

ОБЖ

7

-

3

3

1

7

 

 

 

Система внутришкольного контроля: тематический,  классно-обобщающий, персональный, административные контрольные работы. По результатам контрольных работ составляется диаграмма, выявляются типичные ошибки: среди знаний по предметам, тесты по мере изучения больших тем, тематические зачеты. Анализ результатов позволяет оперативно корректировать деятельность учителя. Посещение уроков носит дифференцированный характер. Их цель: эффективность методических приемов учителя, обеспечивающих прочность знаний учащихся; подтверждение или повышение квалификационного разряда учителя; работа с одаренными детьми и  учащимися низкого уровня. 

  

1. В школе работало   МО классных руководителей. Основное направление  деятельности методического объединения- изучение теории, литературы по  проблеме школы, изучение опыта учителей – новаторов, использование передового опыта в своей работе, обсуждение методического письма, проведение и анализ открытых внеклассных мероприятий. Однако необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе с учащимися.

2. Методическая служба за прошедший учебный год успешно реализовывала основные задачи: усиление мотивации педагогов на освоение педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы.

3. Основные направления и содержания методической деятельности:

-         работа над методической темой школы;

-         работа с педкадрами по повышению квалификации, обобщение педагогического опыта, аттестации, самообразование учителей и воспитателей.

-         Работа школьных методических объединений.

4.Единая методическая тема школы: - «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся». В рамках её реализации была продолжена работа по совершенствованию учебного процесса на основе образовательных технологий. Усилен контроль за проведением предметных недель; проведен педсовет «Использование информационных технологий на уроке (из опыта работы)», «Духовно-нравственное воспитание учащихся»

 5. Система повышения квалификации в школе

      -  курсы повышения квалификации в Белгородском региональном институте повышения квалификации и  профессиональной  переподготовки   специалистов (в истекшем учебном году прошли курсовую переподготовку

      - методические  объединения;

      - активные формы работы: теоретические  семинары, семинары – практикумы, мастер – класс, деловые игры, научно- практические  конференции и т.д.

 

6. В рамках работы над единой методической темой школы  велась работа с одаренными детьми. Цель : выявление одаренных детей; создание  условий , способствующих их оптимальному развитию. Учителями велась  большая работа на уроке и внеклассная работа, расширяющая  кругозор учащихся; систематически проводились консультации.

  7.  Содержание и организация учебно – воспитательного процесса в нашей школе в значительной степени определяются комплексом объективных  и субъективных факторов, обусловливающих  специфику её функционирования и перспектив развития:

        - достаточно  широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта;

         - отношениях в семье, среди сверстников и т. п.;

        - близостью к природе, народным обычаям, традициям;

         -меньшим уровень преступности;

          -оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни в селе, сельскому производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем.

8. Воспитательная работа, проводимая педагогами в 2008 – 2009 учебном году, была ориентирована на главную цель концепции воспитательной системы  школы – создание условий для максимального развития личности каждого ученика. На наш взгляд, за истёкший учебный год педагогический коллектив школы приложил максимум усилий для приближения к намеченным ориентирам и решения поставленной задачи.

 

Воспитательная система школы

 

    Внедрение программы реализации воспитательной концепции создало условия для освоения         нравственных ценностей и самоопределения школьника в различных сферах: «Здоровье», «Учёба», «Общение», «Труд», «Познание», «Культура».

В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивали различные виды деятельности:

-         поисково-исследовательскую;

-         коммуникативную;

-         творческую.

Педагоги школы  работали по трём основным воспитательным программам: в начальном звене – «Лестница – чудесница», в среднем звене – «Возрождение», в старшем – «Вступая в жизнь».

Воспитательный процесс, организуемый в соответствии с этими программами, был направлен на:

-         организацию многообразной  и разносторонней деятельности учащихся;

-         использование важнейшей  социальной функции – общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;

-         формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, культуре.

 

Гражданское и патриотическое воспитание

Гражданское воспитание было нацелено на:

-         воспитание уважения к закону, нормам коллективной  жизни;

-         развитие гражданской и социальной ответственности;

-         воспитание патриотизма на материалах краеведения,  истории и традициях школы.

В целях воспитания учащихся  на военно – патриотических  и исторических  традициях Белгородчины и России, формирования чувств патриотизма, национального самосознания, гордости за своих предков в школе были проведены следующие мероприятия:

-         встреча с участниками «Великой Отечественной войны», проживающими на территории села Максимовка и Крепацкий;

-         Операции  «Школьный двор», «Обелиск»;

-         Конкурс детского рисунка, посвященный Дню защитника Отечества, «Этот День Победы»;

-         Операция «Ветеран живёт рядом». Помощь  на приусадебных участках ветеранам Великой Отечественной войны,

-         Линейка Памяти;

-         Музыкально – литературная  композиция «И помнит мир спасённый»;

-         Конкурс сочинений «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»;

-         Конкурс  стихотворений «И помнит мир спасенный».

Проведение этих мероприятий способствовало целенаправленному  патриотическому воспитанию учащихся, активизации знаний по изучению культурно – исторического  наследия родного края. Учащиеся усвоили для себя  ответы на вопросы: когда была Великая Отечественная война?  Кто был её участниками? Какой след оставила война в жизни моей семьи?   Ведь не секрет, что из – за удалённости во времени (61 год – более чем полвека) многие младшие школьники не знают о войне. Мало осталось ветеранов Великой Отечественной, но те, кто смог прийти к нам в школу, смогли поведать детям о тяготах военной жизни. Немалое значение имеет и тот факт, что в процессе работы по этому направлению развивались творческие способности учащихся: музыкальные умения,  навыки выразительного чтения, художественные способности, поэтические дарования.

В школе имеется музей, в котором собраны материалы по  Великой Отечественной войне, позволяющие ученикам узнать больше об истории своего края в годы войны.

Деятельность по военно-патриотическому воспитанию детей и молодёжи, подготовке  юношей к службе  в армии организует подколлектив  школы во взаимодействии с военным комиссариатом. В работе на данном направлении сложились определённые традиции: ежегодно проводятся соревнования по стрельбе, военно – полевые сборы для старшеклассников, игра «Зарница»  и т. д..

 

Духовно нравственное воспитание

После отмены советской власти и, соответственно, коммунистической партии как основной силы, определяющей  морально – нравственные принципы жизни, чрезмерная  свобода, захлестнувшая нашу страну, привела к нарушению не только коммунистических принципов, но и жизненных основополагающих идеалов. Государство весьма обеспокоено распространением духовного вакуума и безнравственности в среде подрастающего поколения, а также     низким уровнем знаний  о культуре страны, особенно в религиозной схеме.

Современная жизнь предъявляет школе новые требования. Правильно поставленная воспитательная система должна способствовать стройному развитию умственных , физических и душевных сил человека. Однако их гармоническое развитие невозможно без глубокой духовной основы.

По словам заместителя начальника Управления образования и науке Белгородской области С.Н Калашниковой «воспитание гражданина России ,защитника и ценителя её культуры, истории –это основа духовно – нравственного воспитания в современном обществе, где возвращение к истокам христианской морали , основанной на Православии, особенно актуально.» Мы, педагоги муниципального общеобразовательного учреждения «Максимовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района  Белгородской области»,не можем оставаться в стране от происходящих в государстве и обществе перемен и хотим внести свой вклад в дело воспитания духовно – просветительской культуры личности современного школьника.  

В 2008-2009 учебном году деятельности была направлена на решения следующей задачи: создание творческой атмосферы в школьном коллективе, условия для физического интеллектуального, нравственного и духовного развития учащихся, формирование их гражданских качеств.

Для достижения поставленных целей и задач, в школе осуществлялись различные направления деятельности:

            -духовно-просветительское,

            -художественное,

            -историко-краеведческое,

            -декоративно-прикладное,

            -трудовое и экологическое,

            -спортивно-оздоровительное

через учебно – воспитательный процесс, организацию культурно- досуговой деятельности, взаимодействие с заинтересованными учреждениями и организациями.

Формирование творческого потенциала учащихся

    Детский коллектив нашей школы- коллектив, направленный на творчество и для обучения детей творческому отношению к своей и общественной жизни.

   Педколлектив школы опирается на следующие принципы творческого развития личности:

1.        Все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.

2.        Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.

   Формирование творческого потенциала личности  реализуется в деятельности  заместителя директора по воспитательной работе, старшей вожатой, классных руководителей, руководителей кружков музыкального, биологического и художественного направлений, педагогов дополнительного образования. Учащиеся могли реализовать свои творческие способности, выбирая кружки по интересам.

Большинство ребят на проведенных мероприятиях ( вечерах, викторинах, конкурсах) чувствовали себя хозяевами, а не скучающими гостями; повысилась активность учащихся в делах школы- планировании работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и др., в контроле за их выполнением. Но над активизацией личности учащихся еще следует работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятность учащихся во внеурочное время

в 2008-2009 учебном году

 

Технический (1)

12

Кружки художественного направления (2)

24

Спортивные секции (5)

59

Кружки познавательного направления (7)

60

Туристско-краеведческий (1)

12

 

   Занятность во внеурочное время составляет 100%, т.е. каждый ученик задействован в каком-либо виде деятельности. Классными руководителями и руководителями кружков уделяется особое внимание выявлению интересов. 

       Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, а если необходимо приходить к компромиссам, были творческими, активными, инициативными, самостоятельными. Поэтому развитие самоуправления в школе является актуальной социально-педагогической задачей.

    « Самоуправление - непременный признак коллектива». Чем современнее самоуправление, тем современнее коллектив. Участие школьников в управлении делами школы рассматривается прежде всего как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в демократическом обществе.

 

 

Экологическое воспитание.

Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Цель экологического воспитания в школе – повышение экологической культуры учащихся,  вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

В рамках классного часа  классными руководителями школы проводятся мероприятия по  экологическому воспитанию:

Были проведены:

1.        Беседы: «Лес- наше богатство», «берегите лес от пожара», «Птицы леса», «Лекарственные растения», «Правила поведения в лесу».

2.        Викторины «Этот загадочный лес», «Знаю ли я грибы».

3.        Выставки «Новогодние композиции», «Елочные украшения из природного материала».

4.        Праздники «Знай и люби родную природу», «По лесным тропам».

5.        Акция «Покормите птиц зимой», «Живи, елка»

6.        Участие в операциях «Птичья столовая», «Листопад».

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание в нашей школе – это воспитание добросовестного отношения к труду, воспитание потребности в творческом труде и развитии навыков самообслуживания.

Развитию трудовых навыков подчинено дежурство по школе, уборка школьной территории, деятельность учащихся на пришкольном учебно- опытном участке, уборка памятника погибшим воинам.

Ежегодно школа принимает активное участие в районом конкурсе сельскохозяйственных профессий.

В районом конкурсе учащихся по сельскохозяйственным профессиям наши ученики показали хорошие знания.

План по профориентации учащихся на 2008-2009 учебный год реализован. Для обеспечения помощи учащимся в сознательном выборе профессии учителя- предметники и классные руководители знакомили школьников с различными видами труда и профессиями, изучали склонности, способности и профессиональные интересы учащихся, консультировали учащихся по вопросам связанным с продолжением образования и трудоустройства. В истекшем году на методических совещаниях по воспитательной работе поднимались вопросы по профессиональной ориентации.

Неоднократно в школу приезжали педагоги образовательных учреждений области с беседами об учебе в средних или высших заведениях, проводили консультации.

Большая работа  по трудовому воспитанию учащихся осуществлялась в лагере труда и отдыха «Факел». Недостаток в работе – недостаточна материально- техническая база. В школе не имеется в достаточном количестве орудия труда. Все, необходимое для осуществления трудовой деятельности, ребята приносят из дома.

Спортивно - оздоровительное воспитание

Спортивно- оздоровительное воспитание в школе осуществляется в деятельности организатора спортивных соревнований, медицинского работника школы, классных руководителей и воспитателей ГПД.

В школе проводились беседы о правильном питании, современной стоматологии половом воспитании и вреде алкоголя , курения и наркомании представителями Максимовского ФАП, Социальным педагогом школы.

В школе были проведены операции «Подросток – игла», «Жизнь без СПИДА!», конкурс рисунков «Наркотикам – нет!», месячник по профилактике туберкулеза,  месячник борьбы с наркотиками, открытые воспитательные мероприятия. В школе систематически проводятся дни здоровья.

Запоминающимися событиями для всей  школы стал  спортивный праздник «А ну-ка, парни!»; «Веселые старты»; «Школьный турслет» (май 2009 г.). Ребята состязались в различных видах спорта.

В школе осуществлялась профилактическая работа.

«План общешкольных мероприятий по предупреждению детского транспортного травматизма на 2008-2009 учебный год» и «План работы по пожарной безопасности в школе» реализованы. Классные руководители проводят не менее 10 бесед в год по дорожному движению  и 8 бесед по пожарной безопасности. Все беседы фиксируются в классных журналах.

На школьной транспортной площадке Шемраевым В.И., учителем автодела ,инструктором по технике безопасности на дорогах, организована работа по привитию навыков соблюдения правил дорожного движения. В каждом классе составлены схемы  безопасных маршрутов движения в школу и обратно. На последних уроках учителя- предметники проводят 5 –минутки о правилах поведения на дорогах. Ученики школы приняли участие в районом конкурсе- соревновании «Безопасное колесо», в слете соревновании «Школа безопасности».

В школе систематически проводятся дни пожарной безопасности, тренировки по эвакуации учащихся.

В связи  с обострением криминогенной обстановки и в целях предотвращения террористических актов в школе  проводятся инструктажи по предотвращению терактов.

Важнейшим компонентом воспитательного процесса школы является работа с семьей. Содержание сотрудничества педагогов с родителями включает три основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей в  учебно- воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Педколектив школы использует разнообразные формы совместной деятельности: родительский всеобуч, День матери. Родители участвуют в работе родительского комитета и в укреплении материально- технической школы и классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz